Навигация

Навигация по ссылкам

Основной функционал

Медиа-ландшафт Швейцарские СМИ ожидают великие потрясения

Senioren lesen Zeitung

В будущем потребители контента издательства «Тамедиа» как в немецкоговорящей, так и во франкоговорящей части Швейцарии будут получать к завтраку идентичную информацию.

(Keystone)

На швейцарском медийном рынке произошло настоящее землетрясение: самое крупное частное медийное предприятие Швейцарии, концерн «Тамедиа», принял решение выпускать 14 газет силами всего лишь двух редакций. О том, что миллиардер Кристоф Блохер (Christof Blocher), крестный отец правоконсервативной Швейцарской народной партии (SVP), разом скупил целых 25 региональных газет, мы уже сообщали. Что происходит на рынке СМИ Швейцарии? И что это означает для назначенного на лето следующего 2018 года референдума по так называемой народной законодательной инициативе «NoBillag»?

Две дюжины ежедневных газет и два еженедельника: теперь эти СМИ будут выходить в Швейцарии силами только двух редакций, одна будет работать на немецком языке, а другая — на французском. Об этом решении концерн «Тамедиа» объявил 23 августа 2017 года. Причина очевидна: доходы от подписки и рекламы в печатном секторе вот уже несколько лет подряд неуклонно сокращаются, деньги, и читатели все больше уходят с Сеть, выгоду от чего получают прежде всего такие гиганты, как «Google» и «Facebook».

Конкретно это означает, что, начиная с 2018 года, миллионы потребителей и пользователей контента издательства «Тамедиа» будут получать фактически идентичную информацию, касающуюся как швейцарской политики, так и зарубежных новостей, экономики и спорта. Различаться будут только новости в разделах местной информации. «Тамедиа» подчеркивает, что эти меры никоим образом не приведут к сокращению рабочих мест, наоборот, это будет только способствовать повышению рентабельности и эффективности. Как бы там ни было, все эксперты едины в том, что на наших глазах пишется очередная глава в долгой истории медленного угасания традиционной печатной прессы в Конфедерации (см. диаграмму).

диаграмма
(swissinfo.ch)

Концерн «Тамедиа» не единственный в Швейцарии, прибегающий к такого рода мерам. Похожие шаги планируют или уже предприняли такие издательские холдинги, как «Ringier», «NZZ», «AZ Medien», «Basler Zeitung Medien» и «Somedia».

Угроза разнообразию СМИ — угроза демократии?

Решение концерна «Тамедиа» выпускать 14 наименований СМИ силами всего лишь двух редакций вызвало в Швейцарии бурю критики. «Теперь от Винтертура на севере страны до Интерлакена в центральной ее части газеты будут освещать актуальные события буквально одними и теми же словами. Граждане получат в свое распоряжение однообразное „желе“, поэтому то, что делает „Тамедиа“, с точки зрения перспектив демократии в Швейцарии является шагом в высшей степени сомнительным», — говорит в интервью швейцарскому радио SRF политолог Марк Бальзигер (Mark Balsiger).

Серьезной критике подвергает он издательскую стратегию таких концернов, как «Тамедиа», которые активно инвестируют в высокорентабельные сетевые ресурсы исключительно коммерческой направленности (торговля машинами, брачными объявлениями, информация об аренде жилья и т.д.), полученные же ими доходы они направляют отнюдь не на поддержку качественной, а потому дорогостоящей, журналистики. «За последние десять лет „Тамедиа“ выплатила акционерам и топ-менеджменту дивидендов в размере 500 млн франков. Если хотя бы малая толика от этой суммы была бы вложена в профессиональную и качественную журналистику, то сегодняшняя ситуация на рынке СМИ Швейцарии могла бы выглядеть куда лучше», — считает М. Бальзигер.

Обеспокоен и Даниэль Экманн (Daniel Eckmann), бывший пресс-секретарь бывшего швейцарского федерального министра Каспара Филлигера (Kaspar Villiger), работавший также на должности заместителя генерального директора швейцарской национальной общественной телерадиокомпании SRG SSR, подразделением которой является и наш портал swissinfo.ch. В демократическом обществе любой «вес» должен иметь свой «противовес», подчеркнул Даниэль Экманн в интервью нашему сайту. Чем меньшей будет степень разнообразия СМИ, тем реальнее будет угроза разбалансировки всей сложившейся в Швейцарии демократической системы сдержек и противовесов. Только разнообразные СМИ, придерживающиеся разных точек зрения, могут обеспечить гражданам возможность сравнить аргументацию, составить потом свое собственное мнение и выразить его на референдуме или в ходе выборов.

Кристоф Блохер: долгожданная цель достигнута?

Напомним, что незадолго до решения обходиться в будущем только двумя редакциями издательский холдинг «Тамедиа» заметно перекроил медийный ландшафт западной франкоязычной Швейцарии, произведя редакционное слияние газет «Le Matin» и «20 minutes», в результате чего в 2018 году работы лишатся шесть журналистов. А еще чуть раньше швейцарский миллиардер Кристоф Блохер при помощи холдинга «Basler Zeitung Medien», где этому стратегу правоконсервативной Швейцарской народной партии (ШНП/SVP) принадлежит треть акций, купил издательство «Zehnder Medien AG», в результате чего под его контроль перешли сразу 25 региональных бесплатных газет.

В результате этой сделки К. Блохер одним махом заполучил себе почти 800 тыс. новых читателей. А если учесть еще «Basler Zeitung» и еженедельный журнал «Weltwoche», строго придерживающиеся линии ШНП, например, в области миграции, то общее число читателей «блохеровской» прессы может перешагнуть уже один миллион человек, что составляет 1/8 часть всего населения Швейцарии. Не удивительно, что в такой ситуации, по мнению многих экспертов, шансы на успех народной законодательной инициативы «NoBillag», предлагающей уничтожить в Швейцарии солидарное общественное финансирование ведущих национальных электронных СМИ, составляющих национальную общественную телерадиокомпанию SRG SSR, стремительно сокращаются. В любом случае эта инициатива не пользуется популярностью даже среди верных избирателей самой «Швейцарской народной партии»

14 газет, 2 редакции

Концерн «Тамедиа» обещает, что все ее СМИ сохранят свою полную редакционную свободу и независимость. В Берне, как и прежде, в частности, будут выходить популярные газеты «Bund» и «Berner Zeitung». Две головные редакции — одна в немецкоговорящей, а другая в западной Швейцарии — будут готовить информацию из области швейцарской политики, зарубежных новостей, а также из сферы экономики и спорта. 

Ими будут проводиться также и крупные журналистские расследования. Оригинальным останется только освещение местных и региональных событий. Руководить каждой из редакций будет тандем в составе одного редактора-мужчины и одной редактора-женщины. Все СМИ сохранят своих главных редакторов. Изменения вступят в силу до конца 2017 года.

Конец инфобокса

 

Этот материал выходит под хэштегом #ПрямаяДемократияВШвейцарииВнешняя ссылка и посвящен он проблемам прямого народовластия в Конфедерации.

Конец инфобокса

Портал SWI swissinfo.ch является составной частью ТРК SRG SSR и на 50% финансируется из федерального бюджета.



Перевод с немецкого и адаптация: Юлия Немченко, Игорь Петров.

Neuer Inhalt

Horizontal Line


subscription form

Автором данного контента является третья сторона. Мы не можем гарантировать наличия опций для пользователей с ограниченными возможностями.

Подпишитесь на наш бюллетень новостей и получайте регулярно на свой электронный адрес самые интересные статьи нашего сайта

swissinfo.ch

Тизер

×