Navigation

Общественное ТВ Швейцарии и новые обвинения в харрасменте

Несколько недель назад франкоязычная швейцарская газета Le Temps со ссылкой на анонимные источники сообщила о том, что на телеканале RTS на протяжении многих лет имели место сексуальные домогательства. Keystone / Laurent Gillieron

Несколько недель назад франкоязычная швейцарская газета Le Temps со ссылкой на анонимные источники сообщила о том, что на протяжении многих лет на общественном франкоязычном телеканале RTS имели место преследования и сексуальные домогательства. И вот теперь стало известно, что не все благополучно в этом отношении и на телерадиоканале, вещающем на итальянском языке (RSI). Эта телекомпания также начала свое административное разбирательство.

Этот контент был опубликован 27 ноября 2020 года - 07:00
Русскоязычная редакция SWI Swissinfo, швейцарское информационное агентство Keystone-SDA / ИП

Напомним, что 25 ноября 2020 года италоязычный телерадиоканал RSI уточнил, что он, при поддержке внешнего ведомства омбудсмена, начал внутреннее расследование по фактам жалоб на имевшие место издевательства, сексуальные домогательства и посягательства на неприкосновенность частной жизни. По состоянию на 25 ноября профсоюз работников средств массовой информации SSM в Тичино получил от работников телерадиокомпании RSI в общей сложности 32 жалобы.

Только несколько недель назад такое же расследования началось в телерадиокомпании RTS, вещающей на французском языке. Решение о начале разбирательства было принято 4 ноября 2020 года Советом директоров SRG SSR. Цель этого расследования — установить, кто и какую несет ответственность в связи со случаями сексуального домогательства в отношении как мужчин, так и женщин. Двое кадровых руководителей RTS были временно отстранены от работы, этот инцидент бросил нехорошую тень как на общественное телевидение, так и на швейцарское LGBT-сообщество.

Как заявило руководство телеканала RTS, оно «приняло конкретные и незамедлительные меры сразу после встречи с представителем Профсоюза работников СМИ Швейцарии, который со своей стороны потребовал решительно пресечь любые сексуальные домогательства и преследования на рабочем месте». Руководство RTS написало сотрудникам также внутреннее электронное письмо, заявив, что знает о том, что «многие сотрудники не были выслушаны руководством и что оно, руководство, теперь глубоко сожалеет об этом».

Телерадиокомпания SRG SSR, головная компания, автономными подразделениями которой являются как телеканалы RTS и RSI, так и наш сайт Швейцарского международного радио SWI Swissinfo.ch, также решительно осудилаВнешняя ссылка такого рода «притеснения» и выразила «сожаление» по поводу того, что ее сотрудники подвергались таким испытаниям. Об этом говорится в заявлении телекомпании от 4 ноября 2020 года. 

Бывшая звезда телеканала

Совет директоров компании также поручил разработать комплекс мер по совершенствованию системы информирования о любых случаях сексуального домогательства на рабочем месте. Цель проводимого сейчас независимого расследования — оценить действенность и решительно усовершенствовать существующие инструменты и возможности, находящиеся в распоряжении сотрудников общественных электронных СМИ и позволяющих им защищать себя и свои интересы. 

Недавно, 31 октября 2020 года, франкоязычная швейцарская газета Le Temps со ссылкой на анонимные источники сообщила о том, что на телеканале RTS на протяжении многих лет имели место преследования и сексуальные домогательства. Обвинения были предъявлены трём сотрудникам, в том числе и бывшей «звезде» телеканала, ведущему вечерних новостей Дариусу Рошбену (Darius Rochebin). Сам он опровергает все эти обвинения и грозит иском газете, недавно купленной новыми собственниками (подробнее в материале ниже).

Руководство и менеджеры телеканала RTS постоянно «отворачивались в сторону, на канале возникла целая культура молчания», — пишет газета. «Мы совершили ошибку», — заявил генеральный директор SRG SSR Жиль Маршан в интервьюВнешняя ссылка газете Le Temps. Жиль Маршан (Gilles Marchand), который как раз был директором RTS в момент, когда и происходили случаи сексуальных домогательств, признал, что «тогда расследование всех обстоятельств этого дела не было достаточно всесторонним». Иными словами, на всё это просто закрыли глаза. 

В самый неподходящий момент

Напомним, что швейцарские электронные общественные СМИ переживают нелегкие процессы трансформации, связанные с цифровой революцией в области производства и потребления медиаконтента. Убедительная победа на референдуме по инициативе NoBillag в 2018 году предоставила в распоряжение швейцарских электронных СМИ, и компании SRG SSR в частности, большой кредит доверия, который к настоящему моменту практически полностью истрачен. 

Неоднозначную реакцию вызвали планы экономии средств и перевода части производственных мощностей SRG SSR из Берна в Цюрих, не все довольны и планами общественного телевидения и радио по совершению экспансии в сферу цифровых социальных СМИ, где финансируемые за счет медиавзноса вещатели столкнутся с интересами частных, в основном печатных, СМИ, финансируемых за счет рынка и рекламы. 

Объективный процесс «цифровизации» СМИ сталкивает разных провайдеров информации на узком поле, на котором доминируют такие гиганты, как Google и Facebook. Очевидно, что новые медийные реалии скоро потребуют внесения поправок в «медиа-статью» Конституции, а это значит, что примерно в 2024 году следует ожидать выноса на референдум в Швейцарии вопросов функционирования швейцарских как общественных, так и частных СМИ в эпоху цифрового переворота. 

Не забудем и Швейцарскую народную партию (SVP), у которой в запасе находится так называемая «Инициатива о сокращении наполовину тарифа медиасбораВнешняя ссылка», за счет которого сейчас на 70% финансируются радио и ТВ в Швейцарии и который обязателен к уплате (за некоторыми исключениями) всеми домохозяйствами страны. Тариф этого сбора составляет сейчас 1 франк в день. В таком контексте сексуальные домогательства на телеканалах RTS и RSI разоблачены в самое неподходящее время.

Комментарии к этой статье были отключены. Обзор текущих дебатов с нашими журналистами можно найти здесь. Пожалуйста, присоединяйтесь к нам!

Если вы хотите начать разговор на тему, поднятую в этой статье, или хотите сообщить о фактических ошибках, напишите нам по адресу russian@swissinfo.ch.

Поделиться этой историей

Примите участие в дискуссии

Имея учетную запись SWI, вы имеете возможность своими комментариями на сайте вносить свой личный вклад в нашу журналистскую работу.

Войдите или зарегистрируйтесь здесь.