Навигация

Навигация по ссылкам

Основной функционал

Глобальный взгляд Общественное теле- и радиовещание в мире



Репортажи общественного швейцарского телевидения о высадке первых землян на Луну смотрели около 900 тыс. человек, и это в стране с тогдашним населением около 6,1 млн. человек. 

Репортажи общественного швейцарского телевидения о высадке первых землян на Луну смотрели около 900 тыс. человек, и это в стране с тогдашним населением около 6,1 млн. человек. 

(SF DRS)

Швейцария активно обсуждает вопрос о том, в каком направлении в дальнейшем будут развиваться общественные СМИ, надо ли в «принудительном» порядке платить за пользование общественными электронными СМИ, какие задачи должны стоять перед ними, а что вполне можно было бы отдать на волю рынка? И как в других странах обстоят дела с общественными электронными средствами массовой информации, прежде всего с радио- и телевещанием? 

Швейцария

Общественные СМИ существуют в формате швейцарской общественной национальной телерадиокомпании «Швейцарское телевизионное и радиовещательное сообщество» («Schweizerische Radio- und Fernsehgesellschaft» / «Société suisse de radiodiffusion et télévision», сокращенно SRG SSR). Основана в формате корпорации частного права, горизонтально структурированного «товарищества», членом которого («акционером») может стать любой житель Швейцарии, не обязательно гражданин.

Демократия и СМИ Прекращен выпуск швейцарского журнала L'Hebdo

С исчезновением еженедельника L’Hebdo степень концентрации западношвейцарской франкоязычной прессы достигла нового, критического уровня.

Основана в 1931 году на строго федералистских принципах в составе трёх основных языковых структурных подразделений: «Швейцарского радио немецкой и ретороманской Швейцарии» («Schweizer Radio Deutsche und Rätoromanische Schweiz», «SR DRS», сегодня это конгломерат национальных теле-и радиоканалов «SRF»), «Швейцарского франкоязычного радио» («Radio suisse romande», «RSR») и «Швейцарского италоязычного радио» («Radio svizzera di lingua italiana», «RSI»). Сегодня «Швейцарское телевизионное и радиовещательное сообщество» состоит из пяти подразделений: к трем уже ранее существовавшим добавилось отдельное вещание на ретороманском языке, а также портал swissinfo, осуществляющий функции швейцарского вещания на зарубежную аудиторию и являющийся наследником «Швейцарского международного радио».

Правовые основы деятельности ТРК SRG SSR определяются парламентом Швейцарии, лицензию на деятельность выдает Федеральный совет, правительство Швейцарии. Как в теории, так и на практике, SRG SSR не является «государственным» или «около-государственным» телевидением и радио. Такой правовой формы в Швейцарии вообще не предусмотрено. Оперативная деятельность компании регулируется законодательством Швейцарии, включая конституцию, в которой закреплен запрет цензуры, а также инструкциями и рекомендациями «Швейцарского совета по делам прессы» («Schweizer Presserat»). Ни правительство, ни парламент не имеют права вмешиваться в редакционную деятельность телерадиокомпании.

Ее финансирование на 70% обеспечивается солидарными ежегодными взносами всех домохозяйств страны (451 млн франков в год), и на 30% за счет рекламы и спонсоров. В 2015 году народ Швейцарии на референдуме очень небольшим большинством согласился преобразовать старую «медиа-пошлину» во «всеобщий солидарный медиа-сбор», который учитывает появление новых каналов распространения визуального и аудио-контента, включая интернет. В 2018 году народу Швейцарии на референдуме предстоит высказать свой вотум по народной законодательной инициативе «No Billag» (по названию компании, осуществлявшей технические задачи по сбору «медиа-пошлины»), которая требует отмены самого принципа солидарного народного финансирования общественных СМИ. 



Принцип «общественного блага» является неотъемлемым элементом швейцарской демократии, особенно сейчас, в эпоху стремительного перехода СМИ на цифровые рельсы.

Принцип «общественного блага» является неотъемлемым элементом швейцарской демократии, особенно сейчас, в эпоху стремительного перехода СМИ на цифровые рельсы.

(Keystone)

Германия

Общественные средства массовой информации составляют основу медийной системы страны, наряду с развитыми частными средствами массовой информации. В центре общественных СМИ находится общественная национальная телерадиокомпания ARD («Arbeitsgemeinschaft der öffentlich-rechtlichen Rundfunkanstalten der Bundesrepublik Deutschland», «Рабочее содружество общественно-правовых теле-и радиовещательных станций Федеративной Республики Германия»). Кроме ARD к общественным СМИ относятся «Второе немецкое телевидение» (ZDF) и радиокомпания «Deutschlandradio».

ARD является «совместным проектом» десяти земельных телерадиокомпаний, включая немецкое иновещание, телерадиокомпанию «Немецкая волна». Вместе они выпускают «Первый федеральный канал» немецкого телевидения «Das Erste», а также осуществляют сетевое интернет-вещание более пятидесяти радиостанций. ARD является учреждением общественного права (Anstalt des öffentlichen Rechts), его деятельность регулируется Государственным договором об ARD (ARD-Staatsvertrag), ратифицируемым и денонсируемым земельными парламентами.

Высшим органом ARD является общее собрание (Mitgliederversammlung), в которое входят все генеральные директора региональных телерадиокомпаний. Высшее должностное лицо — председатель (Vorsitzender), избираемый из своего состава общим собранием сроком один год. Межрегиональные телерадиокомпании, телеканалы ARD и ZDF финансируются в преимущественно за счёт налога на телевидение и радиовещание (GEZ-Rundfunkgebühr), собираемого со всех домашних хозяйств в размере 17,50 евро в месяц, в меньшей степени за счёт рекламы и федеральных дотаций. «Немецкая волна» солидарно финансируется всеми межрегиональными телерадиокомпаниями.



Газета «Neue Zürcher Zeitung» переживает непростые времена.

Газета «Neue Zürcher Zeitung» переживает непростые времена.

(Keystone)

Великобритания

Британская общенациональная общественная телерадиовещательная организация BBC (British Broadcasting Corporation — Британская вещательная корпорация, Би-би-си) была создана 18 октября 1922 года под названием British Broadcasting Company (Британская вещательная компания) рядом частных корпораций. 1 января 1927 года BBC была национализирована и переименована в British Broadcasting Corporation. BBC является наряду с Channel 4 одним из общественных вещателей Великобритании, деятельность которых осуществляется в соответствии с Уставом, в котором определяются задачи, роль и структура корпорации, и который впервые вступил в силу в 1927 году.

Возглавляется Советом директоров BBC (BBC Trust), состоящим из 12 попечителей (Trustee), назначаемых английской королевой по предложению кабинета министров, исполнительный орган — Исполнительный совет, назначаемый Советом директоров, высшее должностное лицо — Генеральный директор BBC , назначаемый Советом директоров, который по должности является главным редактором BBC. Среди каналов компании выделяются BBC One, (информационно-развлекательный телеканал, три выпуска новостей в будни), BBC Two (развлекательно-информационный телеканал, один выпуск новостей в будни), BBC Alba (информационно-развлекательный телеканал для Шотландии). Телевизионное иновещание BBC представлено прежде всего телеканалом BBC World News.

Передовица Компания SRG как медийная скрепа Швейцарии

, г. Берн

Что такое общественное благо (service public) в области СМИ? Мнение швейцарской национальной телерадиокомпании SRG SSR и портала Swissinfo.

Финансирование осуществляется за счет специального налога, который платят все жители Великобритании, владеющие телевизорами, а также любыми устройствами, позволяющими просматривать видеосигнал в режиме реального времени, включая мобильный телефон. Ежегодный бюджет ВВС достигает 3,7 млрд фунтов стерлингов.

США

Основу общественного вещания в США составляют «Национальное Общественное Радио» (National Public Radio, NPR) и аффилированные радиостанции, а также «Служба общественного вещания» (Public Broadcasting Service, PBS) и аффилированные телевизионные станции.  Они являются крупнейшими некоммерческими организациями и входят в созданную Конгрессом «Корпорацию общественного вещания» (Corporation for Public Broadcasting, CPB).

Историческая справка: считается, что общественное радиовещание в США появилось в 1910 году, когда трансляция спектаклей New York Metropolitan Opera впервые прозвучала по радио по всей стране. Современная американская модель общественного вещания основана на Public Broadcasting Act от 1967, принятом во время правления президента Линдона Джонсона.

Как они работают: Например, вещатели, претендующие на вхождение в состав NPR, должны быть некоммерческими или образовательными, иметь не менее пяти постоянно работающих сотрудников, вещать ежедневно не менее 18 часов и не являться исключительно религиозными или школьными радиостанциями. Каждый член организации получает один голос на выборах президента NPR. Для повседневного управления и составления бюджета путём голосования выбирается совет директоров, состоящий из 10 представителей радиостанций, 5-ти представителей общественности и одного председателя. Основными целями NPR согласно её уставу являются создание информационного продукта высокого класса, отражение широкого спектра событий, идей и мероприятий, а также создание авторских программ.

Финансирование: Налоги физических лиц, которые составляют 0,012% федерального бюджета или около 4 долларов США на человека в год. CPB распределяет финансирование налогоплательщиков среди общественных организаций СМИ. Однако большинство общественных радио и телевизионных станций получают таким образом только около 10% своего финансирования, а остальное составляют внутрикорпоративное финансирование, гранты и прямые пожертвования зрителей и слушателей.

NPR и PBS были названы «наиболее надежными» американскими источниками новостей по состоянию на 2014 год. Планируя бюджет на 2017 год президент США Дональд Трамп намерен полностью ликвидировать финансирование «Корпорации общественного вещания».



Пытаясь выяснить, как мир видит Швейцарию, Конфедерация прибегает к новейшим методам мониторинга.

Пытаясь выяснить, как мир видит Швейцарию, Конфедерация прибегает к новейшим методам мониторинга.

(Keystone)

Китай

Самым заметным общественным вещателем является «Центральное телевидение Китая» («China Central Television», «CCTV»). Предлагает 22 свободно принимаемых канала на самые разные темы, от финансов и искусства до спорта и образования, а также дополнительно 19 платных каналов. Основано 2 сентября 1958 года под названием «Телевидение Пекина», в 1973 году была запущена вторая программа, название «CCTV» было официально введено 1 мая 1978 года.

Масс-медиа Господдержка СМИ: аргументы за и против!

Должно ли государство поддерживать СМИ в эпоху цифровой революции и мобильного интернета? Мы поговорили с создателем швейцарского медиа-стартапа.

Изначально это телевидение финансировалось исключительно государством, но в настоящее время значительную часть своего бюджета «Центральное телевидение Китая» зарабатывает за счет рекламы, при этом государство также продолжает поддерживать ТРК своими субсидиями. Каждое домохозяйство уплачивает в месяц примерно 18 юаней или 2,6 шв. франка за доступ к цифровому телевидению, но народ в целом не воспринимает этот взнос в качестве налога, скорее, как нечто, уплачиваемое по линии ЖКХ. «Центральное телевидение Китая», разумеется, проводит строго линию правительства, все свободно принимаемые каналы начинают вещание с китайского национального гимна.

Россия

Всесоюзный комитет по радиовещанию (ВКР) при Наркомате почт и телеграфов — первая в России телерадиокомпания — был создан 10 сентября 1931 года. В 1957 году телевидение и радиовещание было выведено из подчинения Министерства культуры и подчинено непосредственно Совету министров СССР, был создан Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио СССР), который контролировал все, что было связано с телерадиовещанием.

После 1991 года и до современного периода электронные СМИ в России делятся на условно государственные и коммерческие, при этом по сути любые государственные СМИ функционируют на основе коммерческой логики рынка и прибыли, а не на основе идеи общественного блага. Государственное телевидение в России представлено акционерным обществом «Первый канал», государственным предприятием «Всероссийская государственная телерадиокомпания», объединяющим каналы «Россия 1» и «Россия К», частично государственным акционерным обществом «ТВ Центр», а также холдингом «Газпром-медиа», в который входят каналы НТВ, ТНТ, ТВ-3 и другие каналы.

РЕН ТВ на данный момент является единственной коммерческой телекомпанией с информационно-развлекательным контентом, имеющей общефедеральные эфирные телеканалы. Через «Национальную медиа-группу» она связана с «Пятым каналом». Существуют также ряд информационно-развлекательных телеканалов, не имеющих эфирных аналоговых федеральных телеканалов: коммерческие каналы «Дождь» и «РБК», а также государственные каналы «Мир» и «ОТВ — Общественное телевидение». Они вещают только через спутниковое, кабельное, цифровое телевидение, IPTV и интернет.

Интересно отметить, что «ОТВ — Общественное телевидение» является полностью государственным, что четко отражает укорененное в социуме представление о том, что «общество» не может развиваться в отрыве от «государства». Россияне не готовы платить за то, что и так «всегда было бесплатно», тем самым общественные аудиовизуальные СМИ, финансируемые и контролируемые гражданами по примеру Германии или Швейцарии, в России в настоящее время шансов не имеют.

А Вы были бы согласны платить за национальное общественное телевидение и радио, и при этом иметь право осуществлять гражданское влияние на их информационную политику? 


Перевод на русский и подготовка: Игорь Петров, swissinfo.ch

Neuer Inhalt

Horizontal Line


subscription form

Автором данного контента является третья сторона. Мы не можем гарантировать наличия опций для пользователей с ограниченными возможностями.

Подпишитесь на наш бюллетень новостей и получайте регулярно на свой электронный адрес самые интересные статьи нашего сайта

swissinfo.ch

Тизер

×